Фраза «Москва — Третий Рим» появилась в начале XVI века и закрепилась в русском культурно-историческом сознании как символ духовного преемства и миссии Москвы. Её истоки восходят к временам, когда Византия пала под ударами османов в 1453 году, и Русское государство осталось единственной крупной православной державой.
Смысл концепции заключался в том, что Москва стала новым оплотом христианства после падения Рима (первого Рима) и Константинополя (второго Рима). Этот взгляд был особенно важен для московских князей, стремившихся утвердить свою роль как защитников веры и объединителей земель.
Значимую роль в формировании этой идеи сыграл старец Филофей из Пскова, который написал Ивану III и его сыну письма с утверждением, что «два Рима пали, а третий стоит, и четвёртому не бывать». Это стало не только религиозной, но и политической доктриной, подчёркивающей уникальное предназначение Москвы.
Символом преемственности также стал двуглавый орёл, привезённый в Россию византийской принцессой Софией Палеолог, женой Ивана III. Этот герб подчёркивал связь с имперской традицией и отражал концепцию Москвы как нового центра православного мира.
Сегодня фраза «Москва — Третий Рим» остаётся важной частью культурного наследия России и отражает её историческую и духовную значимость.
Подробнее о концепции можно узнать на сайте Москва — Третий Рим.